Чему обучают ребёнка в детском саду
Обучение в дошкольном возрасте - это систематический, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, формирование элементарных знаний, умений и навыков в соответствии с образовательной программой дошкольного образования.
Цель образовательной программы дошкольного образования - разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель достигается через решение следующих задач:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
- создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Образовательная программа реализуется по основным образовательным областям.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на:
- усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе;
- развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству;
- формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом;
- развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений;
- развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде).
Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на:
- развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности;
- освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания;
- формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;
- формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе;
- формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира;
- формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания;
- формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования.
Образовательная область «Речевое развитие» включает:
- владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса;
- развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);
- ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия;
- развитие речевого творчества;
- формирование предпосылок к обучению грамоте.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
- становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса;
- формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство и другое);
- формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое);
- освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства;
- реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое);
- развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).
Образовательная область «Физическое развитие» предусматривает:
- приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики;
- формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве;
- овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки);
- обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое);
- воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое);
- воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов;
- приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
Цель части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, «Моё Оренбуржье» (для детей от 3 до 7 лет) - формирование патриотизма, гражданственности, нравственности и ценности семьи, расширению и укреплению ценностно – смысловой сферы личности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истории, культуре и природным особенностям родного края, города, семьи.
Цель достигается через решение следующих задач:
- приобщать к традициям, культуре, истории и природе родного края и семьи;
- формировать первичные представления дошкольников об Оренбургском крае как о родной земле, малой Родине, его культурных ценностях посредством изучения истории, достопримечательностей города, природных ресурсов родного края;
- формировать представления детей о семейной иерархии, участии членов семьи в развитии и воспитании уважительного отношения к членам семьи, ее традициям и истории;
- формировать гражданскую позицию и чувство сопричастности к наследию родного края, гордости за него;
- формировать способность оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов;
- развивать познавательную активность, стремление к исследованию в процессе изучения культуры Оренбургского края;
- воспитывать чувство уважения к людям разных национальностей и их обычаям на основе культурных традиций родного края.
Цель части Программы, формируемой участниками образовательных отношений «Лесенка успеха» (для детей от 6 до 7 лет) - организация психолого - педагогического сопровождения социально-эмоционального, познавательного развития детей.
Цель достигается через решение следующих задач:
- формировать у детей адекватную самооценку, повышать уверенность в себе;
- создать условия для позитивного взаимодействия детей друг с другом;
- развивать эмоционально - волевую сферу детей;
- развивать высшие психические функции детей
Цель части Программы, формируемой участниками образовательных отношений «Русские шашки» (для детей от 5 до 7 лет) – посредством игры в русские шашки формирование у ребенка предпосылок к учебной деятельности, развитие его познавательных способностей.
Цель достигается через решение следующих задач:
- приобщать детей к общепринятым нормам и правилам поведения со сверстниками;
- расширять кругозор;
- развивать у детей дошкольного возраста познавательный интерес; интеллектуальные и личностные качества, познавательно – исследовательскую деятельность через игру в русские шашки.
Цель части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, «Юные театралы» (для детей от 2 до 7 лет) - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Цель достигается через решение следующих задач:
- создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам;
- формировать представления обучающихся (воспитанников) о различных видах театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- формировать интерес к театрально – игровой деятельности через постановку музыкально – драматических спектаклей;
- приобщать детей к театральной культуре, обогащать их театральный опыт: знания о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города;
- развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа;
- развивать интонационную выразительность речи;
- развивать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, жест, речевую интонацию;
- развивать чувство ритма и координацию движений;
- воспитывать культуру речевого общения.